EDUSTEPSБлог Исследование: студенту требуется на расходы в среднем 456 евро в месяц
  • 2 487
Исследование: студенту требуется на расходы в среднем 456 евро в месяц

Исследование: студенту требуется на расходы в среднем 456 евро в месяц


Инициированное Институтом финансов частных лиц Swedbank и проведенное студентами Банковской высшей школы исследование “Студенческий бюджет” показало, что оптимальная потребительская корзина необходимых студенту продовольственных и непродовольственных товаров и услуг стоит 456,58 евро в месяц при средних доходах 248,08 евро. Разность, составляющая 208,51 евро, в идеальном случае должна покрываться стипендией и студенческим кредитом.



Львиная доля общих расходов приходится на продовольственные товары и услуги – соответственно 168 и 171 евро, или 37% по каждой из позиций. Непродовольственные товары в бюджете студента занимают 26%, или 117 евро.
“Финансовое положение учащейся молодежи крайне важно в плане доступности образования. Плата за обучение вместе с бытовыми расходами студента образует внушительную сумму и ложится по большей части на плечи родителей. Эти расходы могут вообще преградить путь к высшему образованию или же вынудить молодого человека выбрать специальность, не соответствующую его призванию или не пользующуюся спросом на рынке труда. Как показывает опыт, сочетание различных источников финансирования – накоплений, текущих доходов, стипендий и студенческих кредитов, позволяет распределить общие расходы на обучение на достаточно длительный период времени”, подчеркивает директор Института финансов частных лиц Swedbank Адриана Каулиня.
Консультация специалистов по образованию за рубежом:
+38 044 333 60 04, info.edusteps@gmail.com


Для облегчения финансового положения студентов требуется повысить доступность студенческих кредитов с государственным поручительством. Однако, как рекомендует Институт финансов частных лиц Swedbank, родителям тоже следует своевременно создавать накопления хотя бы для частичного покрытия расходов на обучение, чтобы их детям не приходилось начинать самостоятельную жизнь с тяжким кредитным бременем на плечах.

“Оценивая результаты исследования, необходимо выделить не только рассчитанные финансовые индикаторы, характеризующие суммы, необходимые студенту для обеспечения полноценного и качественного обучения, но и детально проработанные статьи расходов и доходов. Проект непременно привлечет внимание к тому, насколько важен вопрос здорового и сбалансированного питания, и какие коррективы вносит подобный подход в продовольственную корзину прожиточного минимума”, говорит директор по исследованиям Банковской высшей школы Андрис Натриньш.

Сами студенты особо полезными сочли консультации со специалистом по здоровому питанию Анной Аугуле. Работая над продовольственной корзиной студента, исследователи Банковской высшей школы совместно с профессиональным диетологом составили несколько десятков вариантов дневного рациона, которые затем обсуждались и корректировались с привлечением в качестве экспертов студентов Лиепайского университета, Резекненской высшей школы и Рижского технического университета.

Студент может питаться на 5,61 евро в день, что составляет 168,40 евро в месяц и 2048,86 евро в год. Эта сумма превышает годичную плату за обучение (1850 евро). Исследование показало, что дороже всего обходится мясной рацион – 7,02 евро, в то время как вегетарианцам хватает 5,72 евро в день. Грамотное планирование сбалансированного питания позволяет сократить ежедневные расходы на продовольствие до 5,36 евро.

Оптимальные расходы студентов на непродовольственные товары независимо от пола составляют 117,14 евро в месяц. В этой категории основные затраты связаны с покупкой одежды и обуви. По итогам дискуссий фокусных групп были получены следующие результаты: в Резекне студентке на одежду в год придется потратить 555,88 евро, студенту – 547 евро, в Лиепае расходы на одежду для студентки составят 411,71 евро, а для студента всего 383 евро, в Риге – соответственно 542,67 и 554,14 евро. Ежегодные расходы на обувь в Резекне составили бы 319 евро для женщин и 406 евро для мужчин, в Лиепае – соответственно 227,29 и 137 евро, в Риге – 421 и 259 евро.

Потребительская корзина услуг составляет 188 евро в месяц, или 2255 евро в год. Основные расходы связаны с жильем и транспортом. Затраты на услуги различаются от места жительства – живет ли студент самостоятельно, с родителями или в общежитии. Проживание с родителями (83 евро в месяц) вдвое дешевле жизни в общежитии (184 евро) и в 3,5 раза дешевле в сравнении со съемной квартирой (296 евро).

Полученная в результате исследования структура потребительской корзины студента сильно отличается от существовавшего до недавнего времени набора потребительского минимума товаров и услуг, составленного более 20 лет назад и давно не соответствующего фактической ситуации. Во-первых, кардинально разнообразнее стал ассортимент магазинов – можно свободно выбирать продукты по цене, производителю, составу, стране происхождения и другим критериям. Во-вторых, в старой потребительской корзине отсутствовали недоступные или считавшиеся роскошью в 1991 году товары, сегодня ставшие обыденными. В-третьих, за прошедшие годы платными стали образование и медицина. В дальнейшем в расчет продовольственного прожиточного минимума студента следовало бы включать продукты, о ценах на которые отсутствует легкодоступная и регулярно обновляемая информация.
Консультация специалистов по образованию за рубежом:
+38 044 333 60 04, info.edusteps@gmail.com


Особой темой исследования стала занятость студентов. Следует признать, что интервью в фокусных группах и суждения самых студентов-исследователей из Банковской высшей школы показали, что по вопросу приработка существует множество разных мнений. С одной стороны, выход на рынок рабочей силы при небольшой нагрузке позволяет студенту получить трудовые навыки и совсем не лишние деньги. С другой стороны, чтобы от работы не страдало качество учебы, нагрузка должна быть не выше половинной, желательно даже не более 12-14 часов в неделю. Работу с такой нагрузкой найти гораздо труднее, причем на зарплату выше минимальной рассчитывать не приходится. Поэтому сегодня студенты часто вынуждены искать компромисс между работой и учебой.

“Такое исследование никогда прежде не проводилось, что для нас стало большим вызовом. Очень надеюсь, что полученные результаты действительно будут полезны для реального повышения доступности высшего образования. Сильнее всего нас поразило то, что реальный годовой бюджет студента втрое превышает плату за обучение и достигает 5478 евро”, рассказывает студент 3-го курса Банковской высшей школы по программе “Финансы” Рейнис Цинитис.

“По итогам исследования мы получили, скорее, желательный студенческий бюджет. Надо продолжать работу, критически пересматривая методологию и отбрасывая лишнее, чтобы показатели соответствовали реальному финансовому положению латвийских домохозяйств. Исследование будет завершенным, если результат сможет служить студентам и их семьям ориентиром для оценки ожидаемых минимальных бытовых расходов, позволит оценивать влияние изменений среды, политики, стоимости жизни и делать обоснованные выводы об условиях жизни студентов в Латвии”, считает директор Института финансов частных лиц Swedbank A.Каулиня.

В рамках проекта студенты, изучив свои реальные доходы и расходы, составили оптимальную модель студенческого бюджета. Перед двумя этими исследованиями стояла общая задача – создать основу для дальнейшей проработки методологии составления студенческой потребительской корзины и поиска рациональных путей для снижения ее стоимости и альтернативных подходов к составлению корзины непродовольственных товаров. То есть, исследование фиксирует финансовое положение учащейся молодежи в этом году и в будущем призвано помочь аргументировать решения, расширяющие доступность и повышающие качество высшего образования.

Исследование “Студенческий бюджет” было начато Банковской высшей школой 20 ноября 2013 года по инициативе Института финансов частных лиц Swedbank. На всем протяжении академического года студенты Банковской высшей школы под руководством преподавателей изучали важнейшие аспекты, характеризующие доходы и потребление студентов. Значительный вклад в исследование внесли консультанты Центрального статистического управления и специалист-диетолог Анна Аугуле. В качестве экспертов к исследованию привлекались также студенты Резекненской высшей школы, Рижского технического университета и Лиепайского университета.

Банковская высшая школа – учрежденное государством высшее учебное заведение, обеспечивающее высококачественное образование в сфере финансов и бизнеса в тесном сотрудничестве с банковскими и деловыми кругами. Высшая школа уделяет повышенное внимание исследовательской деятельности академического персонала и интеграции полученных результатов в учебный процесс. С 2007 года преподаватели и студенты БВШ реализовали ряд исследовательских проектов различного масштаба.

Статья взята с сайта: //www.manasfinanses.lv/
Ссылка на статью

Материал подготовлен авторами EduSteps.
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на EduSteps.com.ua.
Заказать консультацию

Подобрать программу

Сбросить

OK