EDUSTEPSБлог Профессия и способности
Профессия и способности

Профессия и способности


Чем старше вы становитесь, тем больше чувствуете себя членом общества, полноправным гражданином своей страны. Приближение окончания школы острее ставит перед вами вопрос о выборе профессии. От мечтаний, связанных с будущим, надо переходить к реальности. Теперь уже следует точно определиться в своих интересах и стремлениях, учесть все внутренние возможности и внешние обстоятельства.

Став более взрослым, вы стали понимать важность разных профессий и то, что чем более популярна профессия среди людей, тем больше усилий нужно приложить, чтобы ее достичь. Теперь вы начинаете задумываться о своих способностях, прислушиваться к своим внутренним склонностей и интересов.

Следует напомнить, что в психологии принято различать понятия «интересы» и «склонности», которые не являются тождественными, хотя между ними существует определенная взаимосвязь. Интерес может стать источником формирования различных склонностей. Например, многие люди любят музыку, интересуются ею. Однако одни склонны к исполнительской деятельности, другие - к искусствоведческой, третьи - к педагогической. Хорошие исполнители не всегда бывают хорошими педагогами. Химик-теоретик, химик-экспериментатор, преподаватель химии - все они, несомненно, интересуются химией, но их деятельность, склонности очень разные; переводчик научно-технической литературы, гид-переводчик, преподаватель иностранного языка связанные с языком; радиомонтажник, настройщик радиоаппаратуры, инженер-конструктор обеспечивают создание технических систем.

Интересы могут быть очень динамичными, изменчивыми. В ходе формирования личности они могут как развиваться, углубляться, так и подменяться другими. Склонности - более стабильные образования, они в большей степени отражают способности человека.

Ученые считают, что любая профессия требует от человека обладания определенными особенностями или качествами, которые помогают ей легче с ней справиться, как бы определяют ее пригодность к ней и показывают, насколько успешно он сможет ее выполнить. В психологии такие индивидуально-психологические особенности называют способностями человека. В обычной жизни слово «способности» мы употребляем по разным причинам и с разным значением. Однако психологи называют способностями только качества, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют, т.е. различаются.

Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить их круг только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижения в ней большей эффективности. Способности - сложное образование, зависящее и включает в себя не только различные психические процессы, но и развитие личности в целом. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способность и деятельность - это не одно и то же, они не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовленной и образованной, но мало способной к какой-либо деятельности. Известны, например, феноменальные счетчики - лица, очень скоро проводят в уме сложные вычисления, обладая очень средними математическими способностями.

Можно сказать, что по отношению к будущей профессии человека способности выступают как некая возможность, которая может наступить, а может и нет. Все равно, что зерно, брошенное в землю, превращение которого в колос возможно лишь при многих условий, способствующих его развитию. Способности - это только возможность освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, наличие у ребенка математических способностей ни в коей мере не является гарантией того, что она станет великим математиком. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т.д.) способности утихнут, так и не развившись.

Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Проявляясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в ней свою структуру и своеобразие.

Свяжись со специалистом EduSteps:
+38 044 333 60 04, info.edusteps@gmail.com 


Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную профессию. От способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как она выполняется. Известный отечественный психолог Б.М.Теплов выделил три следующие основные признаки понятия «способность».

«Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности.

В-третьих, понятие «способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека ».

Рассматривая соотношение способностей и профессии, следует отметить, что если человек не справляется со своей работой, то совсем не значит, что у нее полностью отсутствуют способности. Просто ей потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а ее педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения. Кроме того, способности человека могут развиться через некоторое время или оказаться в другой специальности.

Раз способности развиваются в деятельности, то можно предположить, что, чем раньше человек начнет пробовать себя в разных видах деятельности, тем раньше она проявит их в одной из профессий.

Материал подготовлен авторами EduSteps.
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на EduSteps.com.ua.

Заказать консультацию

Подобрать программу

Сбросить

OK